55 лет легендарной «копейке»!
19 апреля 1970 года, к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, прошел пробный пуск главного конвейера Волжского автомобильного завода и были выпущены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101: два синих и четыре вишнёвых.
На первом автомобиле с конвейера съехал итальянец шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. Также выводил первые «копейки» начальник участка цеха №45-3 СКП В. Сафонов.
Эти первые машины на ВАЗе начали собирать еще 18 апреля. Генеральный директор Виктор Поляков действовал с запасом времени, распорядился на главный конвейер с фотоаппаратом никого не пускать. Пуск производства был скромным. Нескольким рабочим под руководством итальянских инструкторов предстояло собрать точно по технологии на конвейере шесть первых машин.
«На столах, принесенных из столовой, кабинетов и расставленных на протяжении всего конвейера, выложили детали. Не все детали подходили хорошо: смежники тоже отрабатывали технологию впервые. Сложной операцией оказалась установка лобового и заднего стекол: бились, не всегда подходили к проему кузова, сборщики еще не владели нужными навыками в совершенстве», - рассказывал Юрий Астахов, тогда бригадир бюро отдела технического контроля.
По воспоминаниям первого технического директора ВАЗа Евгения Башинджагяна, в три часа ночи 19 апреля на машины установили колеса. После чего автомобили с зажженными фарами и под рев клаксонов носились по свободным цехам. Это был тестовый пуск главной нитки конвейера еще недостроенного завода. По соседству рабочие разбирали ящики с оборудованием, строители продолжали укладывать тротуар, дороги.
Массовое производство на конвейере развернули только к сентябрю, а в марте 1971 года завод вышел на 500 автомобилей в сутки.
В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса журнала «За рулём».
Источник: Архивы Тольятти